25 ноября 2017   на главную   поиск     форум   карта сайта   обратная связь | обзоры  
 



Новости политики Россия политическая Партии Единая Россия Другая Россия Общество и Государство Президент Российские законы о выборах Кандидаты Предвыборная программа Партия Яблоко Справедливая Россия Коммунисты ЛДПР Программы Политическая власть Россия и Украина Новости выборов Партия Союз правых сил Культ личности Теория Государства и права Человек и общество Центризбирком Внутренняя политика Государства Российское правительство

Главная | Избирательное право | Избирательное право как компонент избирательной системы

Любые взаимоотношения людей в той или иной степени регламентируются сложившейся системой норм. В этом случае они становятся упорядоченными и предсказуемыми. В некоторых ситуациях достаточно неписаных правил.


Политика же — это сфера взаимодействия большого числа людей, и она связана с властью. Поэтому здесь не обойтись неписаными правилами, и значительная доля политических отношений, в том числе и в процессе выборов, регламентируется правовыми нормами.
Как и понятие «избирательная система», понятие «избирательное право» используется в широком и узком смысле слова.
Избирательное право в широком смысле — это совокупность правовых норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти, а также отзыв выборного лица избирателями. Совокупность предписаний, регламентирующих деятельность субъектов выборов в процессе их организации и проведения, составляет сложную систему, которая в каждой стране имеет свою специфику.
В России избирательное право как система включает в себя многочисленные правовые акты, которые можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от уровня их принятия выделяют федеральные, региональные и муниципальные правовые акты, а также международные документы.
Важно отметить, что Конституция РФ 1993 г. в отличие от Конституции РСФСР 1978 г. (последней конституции советского периода) не содержит Специальной главы «Избирательная система», в которой в самом общем виде закреплялись основы избирательного процесса. Разумеется, наличие такой главы автоматически не превращает политическую систему в демократическую. Однако следует признать, что отсутствие прямого закрепления в действующей Конституции принципов избирательного права применительно к любым выборам — шаг назад в конституционном регулировании избирательного процесса.
Каркас всей конструкции законодательства о выборах составляют федеральные законы.
конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965) и др.
Избирательное право в узком смысле — это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:
•   активное избирательное право — право граждан избирать;
•   пассивное избирательное право — право граждан избираться.
Признание выборов демократическими, а их результатов — легитимными обусловлено соблюдением ряда основных принципов избирательного права. Нарушение этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.
Принцип всеобщности предполагает право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах. Не противоречит этому принципу ограничение избирательных прав в случае совершения преступлений. Но это максимум возможного, который на деле практически нигде не соблюдается.
Практика выборов связана с наличием избирательных цензов.
Избирательные цензы — это специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права. Цензы пассивного избирательного права, как правило, жестче цензов активного права.
а) Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определенного возраста. В настоящее время в большинстве стран активным избирательным правом обладают граждане по достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) — 16 лет. Но есть и другие примеры, например, в Японии возрастной ценз — 20 лет. В ряде стран возрастной ценз для активного избирательного права был снижен до 18 лет сравнительно недавно: в Германии — в 1970 г., в США — в 1971 г., во Франции — в 1974 г., в Италии — в 1975 г., в Дании — в 1978 г. Кроме того, возможно установление различных возрастных цензов для определенных выборов. Например, на выборах в нижнюю палату итальянского парламента — палату депутатов —могут голосовать те, кому исполнилось 18 лет, а в верхнюю — Сенат Республики — лишь те, кто достиг 25 лет.
В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 г. и остается таковым до сих пор.
Для пассивного избирательного права возрастной ценз, как правило, выше. Например, в Италии, чтобы быть избранным в Палату депутатов, гражданин должен достичь возраста 25 лет, в Сенат — 40 лет; чтобы быть избранным президентом — 50 лет. Однако в Нидерландах пассивным, как и активным, избирательным правом на парламентских выборах обладают граждане, достигшие 18 лет.
В России существуют следующие возрастные цензы для пассивного избирательного права:
•   для Президента РФ — 35 лет;
•   для депутатов Государственной Думы — 21 год;
•   минимальный возраст депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации не должен превышать 21 года;
•   минимальный возраст глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления не должен превышать 21 года.
б) Ценз гражданства означает, что избирательные права представляются только гражданам данного государства. Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорено сроком гражданства (например, в США он составляет семь лет для избрания в Палату представителей и девять лет — для избрания в Сенат) или даже требованием быть гражданином по рождению (для кандидатов в президенты, например, в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане).
В России иностранные граждане обладают активным и пассивным правом только на муниципальных выборах (при условии их постоянного проживания на территории муниципального образования).
в)  Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока. Так, в Японии для участия в голосовании установлен ценз оседлости равный трем месяцам. Что касается пассивного права, то, например, в США избрание в Конгресс предполагает сам факт проживания на территории штата, президентом же может быть избран гражданин, который не менее 14 лет постоянно проживает на территории США.
В России ценз оседлости в отношении активного избирательного права не применяется. В отношении пассивного избирательного права это ограничение предусмотрено лишь на выборах Президента РФ: кандидат должен постоянно проживать на территории России не менее 10 лет. В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» специально оговорено, что ценз оседлости для приобретения пассивного избирательного права может быть установлен только Конституцией'.
г) Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине XIX в., и ее результатом является практически полное (не считая некоторых мусульманских государств) снятие ограничений по признаку пола. Впервые женщины получили избирательные права на выборах всех уровней в 1893 г. в Новой Зеландии, а в Европе в 1906 г. — в Финляндии (примечательно, что Финляндия в то время входила в состав Российской империи). До 1917 г. женщины имели право участвовать в выборах еще только в Австралии, Дании, Исландии и Норвегии. В США ценз пола был снят поправкой XIX к Конституции лишь в 1920 г. В ряде стран, в том числе и известных своими демократическими традициями, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами не так давно — например, во Франции и Италии — в 1945 г., в Швейцарии — в 1971 г. В России ценз пола был снят в 1917 г. при выборах в Учредительное собрание.
д) Имущественный ценз предполагает право участвовать в выборах при условии обладания имуществом определенного размера или уплаты налога. В прошлом этот ценз был весьма распространенным, но в начале XX в. был практически повсеместно отменен. Однако, например, в США ограничение избирательных прав по причине неуплаты избирательного налога было отменено только в 1964 г.
Кроме рассмотренных существуют и такие ограничения, как ценз грамотности, ценз национальности, языковой ценз, и др.
Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим. Важно, какие это цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.
Если же избирательное право содержит ограничения имущественного характера, по признаку пола, расы, этнической или религиозной принадлежности, идейным убеждениям, то это ставит под сомнение его демократический характер.
Принцип равенства — означает, что каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами. Этот принцип должен обеспечиваться при реализации как активного, так и пассивного избирательного права.
В отношении активного избирательного права принцип равенства означает одинаковую для всех избирателей возможность влиять на результаты выборов. Равенство избирательного права в этом случае достигается следующими способами:
•   включением избирателя в список только по одному избирательному участку;
•   наделением избирателей равным числом голосов (чаще всего одним, но иногда избиратель может обладать двумя голосами и более);
•   обеспечением единой нормы представительства, т.е. каждый депутат представляет примерно равное число жителей или избирателей.
С учетом последней нормы образуются избирательные округа.
Возможны определенные отклонения от этого принципа, например, с помощью, так называемой избирательной геометрии. В этом случае при нарезке избирательных округов нарушается единая норма представительства, и голоса избирателей приобретают разный вес. Например, если от округов с числом избирателей 100 000 и 200 000 избирается по одному депутату, то голос избирателя в первом округе весит примерно вдвое больше голоса избирателя второго округа.
Нарушением принципа равенства избирательного права является также деление избирательного корпуса по этническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и иным признакам на неравноправные части — курии — с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой их этих групп. Так, в Палате депутатов Иордании девять мест зарезервировано за христианами, шесть — за бедуинами, три места — за черкесами и чеченцами.
Применительно к пассивному избирательному праву принцип равенства означает, что всем гражданам предоставляются одинаковые возможности для реализации их права избираться. Для этого необходимо, чтобы:
•   любой гражданин (с учетом ограничений для пассивного избирательного права) имел равные с другими возможности претендовать на избрание;
•   все кандидаты обладали равными правами и исполняли равные обязанности.
Принцип прямого избирательного права — предполагает право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти. Он действует практически повсеместно на выборах органов местного самоуправления, однопалатных парламентов, нижних палат двухпалатных парламентов, иногда — верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, во Франции, Австрии, Финляндии).
Косвенное избирательное право в отличие от прямого предусматривает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемой ими коллегии представителей, которая затем выбирает президента или другое выборное лицо. Такой коллегией может быть коллегия выборщиков, государственный или муниципальный орган.
Коллегия выборщиков состоит из лиц, избранных специально для проведения выборов какого-либо института власти. Они перестают быть выборщиками сразу после того, как проголосуют.
Косвенное избирательное право предполагает проведение многостепенных выборов, состоящих из двух ступеней и более. Так, в Австрии Федеральный совет — верхняя палата парламента — формируется на основе двухстепенных выборов: членов этой палаты избирают ландтаги (парламенты) земель. Президент Латвии избирается парламентом этой страны — Сеймом (что характерно для парламентских республик, каковой является Латвия). Но, пожалуй, самым известным примером применения косвенного избирательного права являются выборы президента США, осуществляемые избирателями не напрямую, а через коллегию выборщиков.
Основной изъян многостепенных выборов — искажение волеизъявления народа, и чем больше ступеней включают такие выборы, тем больше в их процессе может нарушаться воля избирателей.
Известны случаи, когда результаты выборов оказывались, прямо противоположными выбору народа. Так, на президентских выборах 2000 г. в США Дж. Буш получил в целом по стране чуть более 49 млн 820 тыс. голосов избирателей и 271 голос выборщиков, а А. Гор — соответственно, чуть более 50 млн тыс. и 267. Для победы необходимо было собрать минимум 270 голосов выборщиков. Таким образом, сложилась ситуация, когда избранным оказался кандидат, собравший меньшее число голосов избирателей, чем его соперник.
В России выборы проводятся на основе прямого избирательного права. Правда, выборные должностные лица местного самоуправления могут избираться как непосредственно населением, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Принцип тайного голосования — предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине.
Однако в Индии, например, при выборах в Народную палату индийского парламента осуществляется нумерация бюллетеней, что позволяет определить, за кого проголосовал избиратель.
Выделенные принципы избирательного права должны быть не просто закреплены в конституции или избирательном законодательстве — они должны применяться на практике. В противном случае эти принципы превратятся в красивую декларацию, не более того.


 

 

19:48 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
16:25 Избирательный залог: попробуй, разберись, когда его сдавать?
23:43 Механизм работы избирательного штаба кандидата

Что для Вас выборы в России?
Проголосовало: 4771
Архив опросов

07 февраля
Какая работа подойдет вашему п

16 декабря
Медведев

26 сентября
good day today

14 мая
В КПРФ опровергли информацию о

30 апреля
Россия согласилась предоставить

17 апреля
Янукович сдал и сдался

13 апреля
Борьба за Белый дом..... продо

СЕГОДНЯ НА ФОРУМЕ






ИЗБИРАТЕЛЬ.ру: парламентские и президентские выборы 2007-2008 в России
на главную   поиск   форум   карта сайта   обратная связь