25 ноября 2017   на главную   поиск     форум   карта сайта   обратная связь | обзоры  
 



Новости политики Россия политическая Партии Единая Россия Другая Россия Общество и Государство Президент Российские законы о выборах Кандидаты Предвыборная программа Партия Яблоко Справедливая Россия Коммунисты ЛДПР Программы Политическая власть Россия и Украина Новости выборов Партия Союз правых сил Культ личности Теория Государства и права Человек и общество Центризбирком Внутренняя политика Государства Российское правительство

Главная | Избирательная система | Избирательная кампания

Избирательная кампания в широком смысле слова — это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Характерной особенностью процессов функционирования является их цикличность, и избирательная кампания тому подтверждение.


Она представляет собой развернутый во времени процесс, состоящий из последовательных этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основными этапами избирательной кампании являются:
•   назначение выборов;
•   регистрация избирателей;
•   образование избирательных округов и участков;
•   выдвижение и регистрация кандидатов;
•   предвыборная борьба;
•   голосование;
•   определение результатов выборов.

Назначение выборов
Процедура назначения выборов может показаться простой формальностью. Однако именно на этом этапе обеспечивается реализация таких важных принципов выборов, как их обязательность и периодичность. Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.
Смысл процедуры назначения выборов — установление дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Например, голосование на федеральных парламентских выборах в США проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года, а голосование на президентских выборах — в этот же день каждого високосного года. В этом случае издание специального акта не требуется.
Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.
В России порядок назначения федеральных, региональных и муниципальных выборов следующий.
Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором четыре года назад проходили предыдущие выборы.
Региональные выборы (выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации) были унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день — воскресенье.

Регистрация избирателей.
Чтобы прийти в день голосования, и проголосовать, недостаточно просто обладать активным избирательным правом. Необходимо, чтобы гражданин был внесен в списки избирателей. Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса (например, в Германии, Италии, Швеции и др.). Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.), и избирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом.
В России используется обязательная регистрация избирателей, которая осуществляется главой муниципального образования. Эти сведения направляются в территориальные (муниципальные) избирательные комиссии. На их основе составляются списки избирателей, отдельно по каждому участку.

Образование избирательных округов и участков.
Регистрация избирателей позволяет в итоге определить их общую численность на той или иной территории. Последнее имеет важное значение для образования избирательных округов и участков.
Избирательный округ — это территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов. Существуют следующие разновидности избирательных округов:
•   одномандатный округ, от которого избирается один депутат;
•   многомандатный округ, от которого избираются несколько
депутатов;
•   единый округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.
Российская избирательная система предполагает создание следующих избирательных округов: 
а)  одномандатные избирательные округа — формируются при проведении выборов в депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Одномандатные округа формировались также при проведении выборов в депутаты Государственной Думы, начиная с первых — в 1993 г. По новому закону на парламентских выборах 2007 т. их создание уже не предусматривается;
б) многомандатные избирательные округа — могут образовываться на уровне субъектов Федерации или муниципальных образований (причем избиратели голосуют не за список кандидатов, а персонально за каждого кандидата). Число мандатов в таких округах не должно быть более пяти. Так, три из 22 депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа избираются по одному трехмандатному округу; 14 из 28 депутатов Сахалинской областной думы — по семи двухмандатным округам; 18 из 36 депутатов Амурского областного совета народных депутатов — по девяти двухмандатным округам;
в)  единый избирательный округ — образуется при проведении выборов:
•   Президента РФ;
•   депутатов Государственной Думы;
•   депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации, мандаты которых распределяются в соответствии с новым требованием Закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
•   глав муниципальных образований;
•   Депутатов представительных органов местного самоуправления (если предусматривается выдвижение списков кандидатов).
При образовании избирательных округов должна соблюдаться единая норма представительства. Это позволяет обеспечить один из важнейших принципов избирательного права — принцип равенства. Поэтому избирательные округа должны включать примерно равное число избирателей. На практике нарезка абсолютно равных по числу избирателей округов технически неосуществима. Кроме того, при образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление, что также сказывается на равенстве избирательных округов.
Избирательные округа подразделяются на избирательные участки, цель создания которых — чисто техническая.
Избирательный участок — это территориальная единица в границах избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей. В России избирательные участки образуются главой муниципального образования из расчета не более 3000 избирателей на каждом. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Выдвижение и регистрация кандидатов
Реализация пассивного избирательного права начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Важность этого этапа избирательной кампании определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов местного самоуправления и др. Все они обладают значительными исполнительными и законодательными полномочиями на соответствующих уровнях системы государственной и муниципальной власти. Извечная проблема демократии в связи с этим заключается в следующем: граждане, с одной стороны, искренне желают блага своей стране, а с другой стороны, не всегда могут «конвертировать» это стремление в конкретный выбор тех, кто своими политическими решениями этой цели добьется.
Еще в начале своего пребывания в Америке я сделал поразившее меня открытие: как много достойных людей среди тех, кем управляют, и как мало их среди тех, кто управляет.
А. де Токвиль. Демократия в Америке.
Существуют различные способы выдвижения кандидатов:
•   самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;
•   выдвижение группой избирателей;
•   выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение, как отдельных кандидатов, так и их списков (в зависимости от типа действующей избирательной системы).
Специфической разновидностью последнего способа являются первичные выборы — праймериз, применяемые в США: голосование избирателей, поддерживающих ту или иную партию, за ряд кандидатур. Праймериз помогают каждой партии выявить наиболее популярных среди избирателей кандидатов, которые и будут выдвинуты на «настоящих» выборах.
Мировой электоральной практике известны различные варианты сочетания указанных способов выдвижения кандидатов. Среди них есть и весьма специфические. Так, в Португалии на президентских выборах право выдвижения кандидатов принадлежит исключительно группам избирателей (числом от 7,5 тыс. до 15 тыс.), а на парламентских — только политическим партиям.
В России граждане, обладающие пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (путем выдвижения избирательным объединением).
На муниципальных выборах в качестве избирательного объединения могут выступать не только политические партии, но и другие общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах. Причем регистрация такого объединения должна состояться не менее чем за год до дня голосования.

Существуют определенные организационные ограничения процедуры выдвижения кандидатов:
•   кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам или несколькими избирательными объединениями;
•   гражданин, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным объединением, и наоборот.
Преимущество политических партий перед независимыми кандидатами в российском избирательном процессе состоит и в их праве выдвигать список кандидатов, а значит, изначально претендовать на большее число мандатов. Такой порядок заключает в себе по меньшей мере два негативных момента. Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а, по сути, за партию. При этом Россию отличает высокий уровень политической фрагментации, партийные программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. Следует констатировать и несформированность четкой партийной идентификации граждан. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Ужесточение организационных требований в отношении политических партий, связанное с принятием Закона «О политических партиях», привело в большей степени к механическому снижению межпартийной конкуренции на электоральном поле. Политические партии пока еще не стали полноценным связующим звеном между гражданским обществом и государством. Во-вторых, большинство из тех, кто включен в список кандидатов (на федеральных парламентских выборах их число может доходить до 500 человек), избирателям не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих список, а также кандидаты представляющие их регион. Получается, что избиратели в некотором смысле голосуют «втемную».
Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения. Так, во Франции, Индии, Японии заявление о выдвижении кандидата должен подписать один избиратель; в Великобритании, Ирландии, Австрии — 10; в Швейцарии — 15; в Нидерландах — 25.
В ряде стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Япония и др.) порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение избирательного залога.
Избирательный залог — это денежная сумма, вносимая на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).
Избирательный залог рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии. Например, на парламентских выборах в Великобритании избирательный залог составляет 500 фунтов стерлингов, которые возвращаются при получении 5% голосов. Для крупной партии, выдвигающей своих кандидатов в различных избирательных округах, внесение за них залога вполне по силам. Однако это условие может заметно ограничить количество кандидатов, выдвигаемых от небольших партий. В России предусмотрены два варианта действий:
а) в свою поддержку кандидаты могут собирать подписи. Их количество на выборах различных уровней следующее:
•   в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента РФ — не менее 2 млн. подписей;
•   в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов в депутаты
Государственной Думы — не менее 200 тыс. подписей;
•   в поддержку выдвижения кандидата или списка кандидатов на региональных и муниципальных выборах — устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории округа;
б) внесение избирательного залога. Его размер не может составлять более 15% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Так, на момент принятия в 2005 г. Закона «О выборах депутатов Государственной Думы...» избирательный залог для политической партии, выдвинувшей список кандидатов, составлял 15% от предельной суммы всех расходов (что в абсолютных цифрах соответствовало 60 млн руб. Избирательный залог возвращается, если кандидат или политическая партия набрали установленное законом число голосов. Оно не может быть более 5% — для кандидата и более 3% — для политической партии, выдвинувшей список кандидатов.                                                  
Внесение избирательного залога возможно на любых выборах, за исключением выборов Президента РФ.



 

 

19:48 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
16:25 Избирательный залог: попробуй, разберись, когда его сдавать?
23:43 Механизм работы избирательного штаба кандидата

Что для Вас выборы в России?
Проголосовало: 4771
Архив опросов

07 февраля
Какая работа подойдет вашему п

16 декабря
Медведев

26 сентября
good day today

14 мая
В КПРФ опровергли информацию о

30 апреля
Россия согласилась предоставить

17 апреля
Янукович сдал и сдался

13 апреля
Борьба за Белый дом..... продо

СЕГОДНЯ НА ФОРУМЕ






ИЗБИРАТЕЛЬ.ру: парламентские и президентские выборы 2007-2008 в России
на главную   поиск   форум   карта сайта   обратная связь