25 ноября 2017   на главную   поиск     форум   карта сайта   обратная связь | обзоры  
 



Здесь сайт города Чимкента

Новости политики Россия политическая Партии Единая Россия Другая Россия Общество и Государство Президент Российские законы о выборах Кандидаты Предвыборная программа Партия Яблоко Справедливая Россия Коммунисты ЛДПР Программы Политическая власть Россия и Украина Новости выборов Партия Союз правых сил Культ личности Теория Государства и права Человек и общество Центризбирком Внутренняя политика Государства Российское правительство

Главная | Избирательная система | Электоральные исследования и их важность для избирательного процесса

Важной составляющей любой научной дисциплины являются методы исследования, т.е. совокупность способов и приемов получения нового знания. Очевидно, что достоверность выводов; полученных в рамках электоральных исследований, зависит от того, каким способом исследователь пришел к данным выводам, т.е. от использованных им методов.


Изучение института выборов подразумевает применение целого спектра методов познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Рассмотрим одну из возможных классификаций.
По степени общности применения можно выделить две группы методов.
Первую группу составляют общенаучные методы, используемые во всех отраслях научного знания; перечислим некоторые из них.
Анализ — метод познания, основу которого составляет расчленение объекта на части с целью выявления его строения, свойств, взаимосвязей.
Синтез — метод познания, основу которого составляет соединение в единое целое выделенных и изученных в анализе частей объекта.
Индукция — метод познания, при котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция — метод познания, который состоит в переходе от общих посылок к заключениям частного характера.
Ориентация на системный подход в рамках электоральных исследований предполагает, что институт выборов рассматривается как целостное образование, состоящее из совокупности элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и с внешней средой. Моделирование — метод познания, предполагающий перенос исследовательской деятельности с изучаемого объекта на другой, выступающий в роли заместителя. Модель представляет собой упрощенную картину реального мира, но вместе с тем она отражает ключевые свойства изучаемого объекта. Модель помогает формализовать происходящее. Выборы — событие регулярное, и большая часть того, что происходит в этот период, не является абсолютно неожиданным. Модель позволяет описать, объяснить, предсказать развитие электоральной ситуации.
Французский ученый А. Зигфрид в начале XX в. одним из первых разработал модель электорального поведения избирателей для изучения института выборов. По его мнению, на результаты голосования влияют такие факторы, как характеристики местности, тип поселения и бытующие в обществе отношения собственности.
Наблюдение — метод сбора информации путем целенаправленного непосредственного восприятия объекта. Наблюдение может осуществляться как в естественных, так и в специально созданных условиях. Этот метод позволяет выявить всю многогранность исследуемого явления.
Вторая группа включает социогуматнитарные методы, которые используются в соответствующем классе наук. В силу междисциплинарного характера исследования института выборов, в эту группу попадает целый ряд методов познания, заимствованных из различных дисциплин. Рассмотрим некоторые из них.
Сравнительный (компаративный) метод заключается в сопоставлении двух объектов и более и позволяет установить их подобие либо их различие. Институт выборов является удобным объектом для использования этого метода: существует обширная статистика выборов, параметры выборов детально регламентируются в законодательстве, выборам посвящены многочисленные исследования' общественного мнения. Современные компаративные исследования могут охватывать десятки объектов. Например, американский политолог Дж.Б. Пауэлл, исследуя уровень раздробленности парламентов, сопоставлял 84 избирательные кампании в парламенты 27 стран за 1965-1976 гг.
Метод формально-юридического анализа, построенный на изучении правовых источников, позволяет исследовать нормативно-правовую регламентацию избирательного процесса. С помощью этого метода изучаются отдельные аспекты института выборов, например, правовой статус избирателя; проводится детальный анализ законодательства, воплощенный в виде объемных научных Комментариев к избирательным законам; осуществляются комплексные исследования избирательной системы в целом.
Контент-анализ предполагает целенаправленное изучение информационных источников — политических программ, правовых актов, текстов выступлений кандидатов, записей выпусков новостей, предвыборных плакатов, лозунгов и т.д. Этот метод основан на, стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик сообщения. Главная проблема контент-аналитического исследования состоит в том, что документальные источники различаются по целям, ради которых формулируется заложенное в них сообщение. Оно может иметь своей целью информирование, призыв, самозащиту, дезинформацию. Поэтому, используя метод контент-анализа, необходимо интерпретировать содержание сообщений в контексте их возможных целей.
Одним из самых популярных методов в электоральных исследованиях является метод опроса — получение различной информации от участников избирательного процесса (об их мнениях, мотивах поведения, оценках событий, целях, ориентации и т.д.).
Искусство использования метода опроса состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, — мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода. Метод опроса получил широкое распространение в электоральных исследованиях в 1930-е гг. благодаря деятельности американского исследователя Дж. Гэллапа. На основе результатов спроса он за несколько месяцев до президентских выборов 1936 г. спрогнозировал победу Ф. Рузвельта. Особую известность этому исследованию обеспечил тот факт, что популярный в то время американский журнал «Literary Digest» давал совсем другой прогноз.
Существуют две основные разновидности опросов:
• анкетный опрос, при котором опрашиваемый (респондент) самостоятельно заполняет бланк вопросника;
• интервью, т.е. беседа, во время которой интервьюер задает вопросы респонденту и фиксирует ответы.
Достоинства и недостатки каждой, разновидности опросов подробно проанализированы в социологической литературе. Обратим внимание лишь на один аспект. Любое исследование, в том числе и опросное, направлено на то, чтобы с большей вероятностью получить правильные данные и сделать корректные выводы. И даже если в ходе конкретного исследования соблюдены необходимые требования, достоверный результат еще не гарантирован в силу ряда причин. В электоральных исследованиях с использованием методов опроса всегда следует учитывать, кроме прочего, нежелательное воздействие собственно проводимого исследования. Опрашиваемый может изменить свою позицию по тому или иному вопросу, ощущая себя «под лупой» исследователя.
Исследователи рискуют, что данные, которые должны дать им знания об определенных общественных явлениях, скорее говорят о том, как люди ведут себя в роли подопытных кроликов.
Метод фокус-группы представляет собой групповое обсуждение предлагаемых ведущим (модератором) вопросов по заранее подготовленному сценарию. Этот метод, по сути, близок к нестандартизованному интервью. Однако в отличие от интервьюера задача модератора — сфокусировать дискуссию на определенной теме или проблеме и. управлять ходом обсуждения в соответствии с подготовленным сценарием.
В электоральных исследованиях метод фокус-группы может использоваться как средство конструирования и апробации вопросника для последующего использования в ходе опросов, при изучений влияния избирательной кампании кандидата на различные группы избирателей, для определения реакции людей на политическую рекламу, при изучении особенностей восприятия визуальной политической информации различными категориями населения и т.д.
Итак, владение методами электоральных исследований позволяет ученому или политическому технологу, с одной стороны, постоянно расширять свои знания об институте выборов, а с другой стороны, адекватно оценивать электоральную ситуацию и принимать эффективные решения.                                    


 

 

19:48 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
16:25 Избирательный залог: попробуй, разберись, когда его сдавать?
23:43 Механизм работы избирательного штаба кандидата

Что для Вас выборы в России?
Проголосовало: 4771
Архив опросов

07 февраля
Какая работа подойдет вашему п

16 декабря
Медведев

26 сентября
good day today

14 мая
В КПРФ опровергли информацию о

30 апреля
Россия согласилась предоставить

17 апреля
Янукович сдал и сдался

13 апреля
Борьба за Белый дом..... продо

СЕГОДНЯ НА ФОРУМЕ






ИЗБИРАТЕЛЬ.ру: парламентские и президентские выборы 2007-2008 в России
на главную   поиск   форум   карта сайта   обратная связь