23 июня 2017   на главную   поиск     форум   карта сайта   обратная связь | обзоры  
 



Новости политики Россия политическая Партии Единая Россия Другая Россия Общество и Государство Президент Российские законы о выборах Кандидаты Предвыборная программа Партия Яблоко Справедливая Россия Коммунисты ЛДПР Программы Политическая власть Россия и Украина Новости выборов Партия Союз правых сил Культ личности Теория Государства и права Человек и общество Центризбирком Внутренняя политика Государства Российское правительство

Главная | Политические партии | Формирование партийной системы Росии

Формирование партийной системы России. Эволюция закона «О политических партиях». Избирательные права граждан.


Формирование партийной системы России. Эволюция закона «О политических партиях».
В начале нынешнего десятилетия определенную остроту в политических и научных кругах приобрели дискуссии по поводу характера проводимых руководством России политических реформ, их соответствия провозглашенным Конституцией РФ принципам демократии и федерализма. Как правило, предметом подобных дискуссий служит широкий круг вопросов: независимость средств массовой информации, избирательная система, взаимоотношения между федеральным центром и регионами, административно-территориальное устройство, этноконфессиональные отношения и многое другое. В этом контексте немалый интерес проявлен и к реформе партийной системы.
Партийная система, как известно, является одним из важнейших составных элементов современных политических систем. В каждой стране она складывается под влиянием множества различных факторов: особенностей политической культуры, исторических традиций, норм права, избирательного законодательства, этнического и конфессионального состава избирателей. Однако при всем разнообразии опыта различных стран мира, несомненно, существуют универсальные стандарты, позволяющие говорить о соответствии или несоответствии той или иной партийной системы демократическим принципам. Существуют также определенные признаки, характерные для партийных систем федеративных государств.
Формирование партийной системы современной России началось полтора десятилетия назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос по поводу соответствия российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам. В нынешнем десятилетии также приобрел актуальность вопрос о ее соответствии принципам федерализма.
Реализация нынешней партийной реформы началась в 2001 году с принятием федерального закона «О политических партиях». Вопрос о необходимости принятия этого закона неоднократно поднимался на протяжении 1990-х гг. и был вновь актуализирован в Послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2000 году. Вскоре была создана рабочая группа, которая в декабре того же года представила законопроект главе государства. После небольшой доработки В.В. Путин в порядке законодательной инициативы внес его на рассмотрение депутатов Государственной Думы.
Обсуждение законопроекта о партиях сопровождалось дискуссиями, завершившимися 21 июня 2001 года принятием его в третьем чтении депутатами Государственной Думы. Через восемь дней этот документ был утвержден членами Совета Федерации, а 11 июля 2001 года подписан президентом РФ.
Еще не успев окончательно вступить в силу (это произошло в июле 2003 г. по прошествии двухлетнего переходного периода), Федеральный закон «О политических партиях» стал подвергаться корректировке. За период с марта 2002 г. до декабря 2005 г. в него восемь раз вносились изменения и дополнения. Параллельно шел процесс изменения других правовых актов, связанных с этим законом, прежде всего, в сфере избирательного законодательства. 
Анализ положений данного закона, многочисленные комментарии политиков и юристов не оставляли сомнений в том, что одной из целей его реализации, как, впрочем, и всей партийной реформы, являлось резкое сокращение численности политических общественных объединений (партий, движений), имеющих право участвовать в выборах в органы государственной власти. К этому времени во власти и в близких к ней кругах сложилось устойчивое мнение, что в России количество таких объединений превышает разумные нормы.
Например, в выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, хотя в бюллетенях для голосования по федеральному округу значились лишь 13 избирательных объединений и блоков. В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, но в бюллетени были внесены 43 избирательных объединений и блоков. Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, притом, что в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков.
Если принять во внимание также численность региональных и местных объединений, имевших право участвовать в выборах в органы государственной и муниципальной власти, то по некоторым оценкам совокупное количество политических объединений возрастало в десятки раз.
Первая законодательная попытка по упорядочению и снижению численности участников выборов была предпринята еще в июле 1998 г. путем введения в Федеральный закон «Об общественных объединениях» понятия «политическое общественное объединение». Эта мера позволила разграничить общественные объединения на две категории – политические и неполитические. Впрочем, особого эффекта она не принесла, поскольку требования к созданию политических общественных объединений были не слишком жесткими. В итоге численность участников выборов хотя и сократилась, но не кардинально.  
С введением в июле 2001 г. Федерального закона «О политических партиях» практика упорядочения и сокращения продолжилась.
Во-первых, данный закон упразднил понятие «политическое общественное объединение», в результате чего большинство непартийных структур (движений), ориентированных на политическое участие, было лишено политического статуса (лишь немногие из общероссийских движений преобразовались в партии). Впрочем, еще на протяжении четырех лет (до июля 2005 г.) общероссийские общественные движения пользовались правом ограниченного участия в выборах в органы государственной власти. Они не имели возможности самостоятельного выдвижения кандидатов (списков кандидатов), но могли это сделать посредством образования избирательного блока с одной или несколькими партиями. По истечении этого срока исключительным правом участия в выборах в органы государственной власти стали обладать только политические партии.
Во-вторых, Федеральный закон «О политических партиях» лишил права участия в выборах в органы государственной власти региональные объединения, поскольку статусом политических партий стали наделяться лишь общероссийские объединения.
Параллельно с этим были ужесточены требования к созданию политических партий. Это, по мнению авторов закона, должно было послужить препятствием для неконтролируемого роста их численности. В частности, в первой редакции закона существовало требование, согласно которому минимально допустимая численность членов партии должна была составлять 10 тыс. человек. При этом, более чем в половине субъектов РФ партия должна была иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, в остальных – не менее 50 членов.
В конечном итоге, все эти меры способствовали значительному снижению общего количества участников выборов в органы государственной власти. Так, право участвовать в выборах в Государственную Думу 2003 г. получили лишь 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений. При этом в качестве реальных участников избирательного процесса были зарегистрированы 18 партий и 5 блоков (последние были образованы 12 партиями и одним общероссийским общественным движением).
На этом процесс сокращения количества партий не закончился. Введенные в декабре 2004 г. поправки в Федеральный закон «О политических партиях» еще больше ужесточили требования. Таким образом, с 1 января 2006 г. минимально допустимая численность членов партии должна составлять 50 тыс. человек. При этом в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных – не менее 250 членов.
Авторы новых редакций закона о политических партиях не скрывают, что цель этих действий – не допустить создания новых партий и добиться ликвидации большинства имеющихся на данный момент.
С учетом этих условий ожидается дальнейшее сокращение численности партий. По словам председателя Центральной избирательной комиссии А. Вешнякова, к началу следующих выборов в Государственную Думу в России останется не более 20 зарегистрированных партий.  
Однако действия законодателей противоречат логике, так как количество участвующих в выборах кандидатов отражает настроение общества и его потребности. Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается.
В ситуации, когда государство игнорирует действительные интересы большинства групп общества, с каждыми новыми выборами возрастает социальное отчуждение, падает явка на выборы. Следовательно, создание двухпартийности может привести к разрушению фундамента власти – доверия граждан.
Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть в интересах населения – это конкуренция. Соответственно неизбежное следствие нынешней тенденции изменения характера российского избирательного законодательства, действующего в интересах власти, резко снижающего уровень политической конкуренции, - это падение эффективности власти, постепенная утрата ею легитимности. Миллионы граждан лишаются возможности выразить свои истинные предпочтения только потому, что их менее 7%. Отсутствие вариативности в парламенте ведет к деградации его как органа, вырабатывающего стратегические для страны решения.



 

 

19:48 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
16:25 Избирательный залог: попробуй, разберись, когда его сдавать?
23:43 Механизм работы избирательного штаба кандидата

Что для Вас выборы в России?
Проголосовало: 4770
Архив опросов

07 февраля
Какая работа подойдет вашему п

16 декабря
Медведев

26 сентября
good day today

14 мая
В КПРФ опровергли информацию о

30 апреля
Россия согласилась предоставить

17 апреля
Янукович сдал и сдался

13 апреля
Борьба за Белый дом..... продо

СЕГОДНЯ НА ФОРУМЕ






ИЗБИРАТЕЛЬ.ру: парламентские и президентские выборы 2007-2008 в России
на главную   поиск   форум   карта сайта   обратная связь