24 июля 2017   на главную   поиск     форум   карта сайта   обратная связь | обзоры  
 



Новости политики Россия политическая Партии Единая Россия Другая Россия Общество и Государство Президент Российские законы о выборах Кандидаты Предвыборная программа Партия Яблоко Справедливая Россия Коммунисты ЛДПР Программы Политическая власть Россия и Украина Новости выборов Партия Союз правых сил Культ личности Теория Государства и права Человек и общество Центризбирком Внутренняя политика Государства Российское правительство

Главная | Выборы в России | Эволюция законодательства и правоприменительная практика

В 2005 году президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ». Среди предусмотренных им новаций нас в данном случае интересует одна, запрещающая создавать избирательные блоки на выборах всех уровней.


Ранее Дума приняла закон о запрете блоков на федеральном уровне. Учитывая полный контроль Кремля над законодательной властью через инструмент парламентского большинства, неудивительно, что и новый законопроект без проблем получил одобрение депутатов. Это решение было мотивировано нестабильностью блоков: утверждалось, что они распадаются вскоре после своего успеха на выборах и в результате не могут выполнять обещания, данные избирателям.
Запрет блоков привел сразу к нескольким проблемам.
Во-первых, исчезает возможность для создания в регионах как «губернаторских», так и популистских блоков. Теперь количество участников избирательных кампаний ограничено партийными брендами, как хорошо известными, так и еще недостаточно раскрученными (последних, впрочем, часто используют как спойлеров, не претендующих на прохождение в местный парламент). Конкуренция для «партии власти» становится менее острой. Впрочем, надо сказать, что это изменение выгодно и для других парламентских партий. «Родина» лишается «двойников», ЛДПР – конкурентов из числа популистски настроенных сил, КПРФ может быть довольна снижением уровня соперничества в борьбе за левую часть электората.
Во-вторых, серьезный удар нанесен демократическим партиям, шансы которых на прохождение в ряд региональных парламентов существенно повышались в случае их участия в блоке с идеологически нейтральным названием. Теперь им приходится выступать под собственным флагом, и к тому же, чтобы не ввязываться в самоубийственную конкуренцию, одна партия вынуждена отказываться от своего бренда в пользу другой. Так, в Москве в список «Яблока» вошли члены СПС, а в Ивановской области – наоборот. Существует точка зрения, что новое законодательство поможет наконец реализовать проект объединения двух либеральных партий. Однако пока что возникают новые конфликты – в связи с тем, кому именно отказываться от бренда, и с распределением мест в списках среди «исторических» конкурентов .
В-третьих, «стабилизация» состава региональных законодательных органов власти, наряду с другими факторами (в частности, с повышением минимального количества членов партии), может содействовать «окостенению» российской партийной системы, препятствовать появлению инновационных политических проектов типа СПС в 1999 году и «Родины» четырьмя годами позднее.
Еще одна серьезная проблема российских региональных выборов прямо не связана с введением смешанной системы, хотя и влияет на ее легитимность. Как и отдельные кандидаты, партии не застрахованы от снятия с дистанции на основании судебных решений. Причем речь идет не об аутсайдерах, а о субъектах избирательного процесса, имевших неплохие шансы на прохождение в орган законодательной власти.
Так, в Магаданском автономном округе были сняты с дистанции блок «Наша Родина – Колыма» (объединение СПС и «Яблока»), а также РПП, которой впоследствии удалось восстановиться по решению вышестоящей судебной инстанции. В Ямало-Ненецком автономном округе была аннулирована регистрация списка ЛДПР. Сторонники Владимира Жириновского столкнулись с аналогичной проблемой и в Белгородской области, где их участие в выборах было тесно связано с жесткой борьбой между губернатором Евгением Савченко и компанией «Интеко», осуществлявшей активную экономическую экспансию на территории области. ЛДПР оказалась на стороне «Интеко», была снята с выборов, но незадолго до их проведения восстановлена. Отметим также выборы в Чечне, где право участвовать в избирательной кампании утратил список Республиканской партии.
Самый известный случай снятия списка политической партии – это лишение регистрации партии «Родина» на выборах в Московскую городскую думу. По данным социологических служб, она могла всерьез рассчитывать на второе место после «Единой России» (хотя и со значительным отрывом от фаворита). Главным основанием для снятия партии был «антииммигрантский» телевизионный ролик, который был признан нарушающим действующее законодательство. Такое решение вызвало разноречивые оценки, хотя все сходятся во мнении, что результаты выборов в случае оставления «Родины» в списках были бы существенно иными как для самой этой партии, так и для некоторых других участников избирательной кампании – КПРФ, а возможно, и «Яблока». Не исключено, что подобная практика вмешательства в выборный процесс будет продолжена.



 

 

19:48 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
16:25 Избирательный залог: попробуй, разберись, когда его сдавать?
23:43 Механизм работы избирательного штаба кандидата

Что для Вас выборы в России?
Проголосовало: 4770
Архив опросов

07 февраля
Какая работа подойдет вашему п

16 декабря
Медведев

26 сентября
good day today

14 мая
В КПРФ опровергли информацию о

30 апреля
Россия согласилась предоставить

17 апреля
Янукович сдал и сдался

13 апреля
Борьба за Белый дом..... продо

СЕГОДНЯ НА ФОРУМЕ






ИЗБИРАТЕЛЬ.ру: парламентские и президентские выборы 2007-2008 в России
на главную   поиск   форум   карта сайта   обратная связь