Впрочем, вряд ли этот процесс мог развиваться иначе: в конце концов, речь идет об эволюции, а не революционной «чистке» элит.
В новых условиях региональные элиты разнообразили свое электоральное поведение, как делая ставки на федеральные партии, так и активно создавая блоки, что было пресечено федеральным законодателем. Наличие блоков как успешных политических проектов вело к автономизации региональных политиков, снижению их зависимости от федерального центра. Сейчас этот процесс, как минимум, существенно приторможен.
Запрет блоков важен как с сущностной, так и с формальной стороны. Уже в ходе проведения «избирательной реформы» она стала подвергаться существенной модификации, связанной не столько с ее идеологией, сколько с прагматическими политическими интересами. Подобные «корректировки» возможны и в дальнейшем.
Кроме того, значительное препятствие на пути формирования демократического, конкурентного политического пространства представляет собой нынешняя правоприменительная практика. Практика обычно соответствует уровню зрелости демократии в каждой конкретной стране, «укорененности» в ней принципов правового государства. Если она существенно отличается от заданных законодателем целей, такая практика способна дискредитировать любое законодательство. Это в полной мере относится и к российским региональным выборам.