24 ноября 2017   на главную   поиск     форум   карта сайта   обратная связь | обзоры  
 



Прием лома цветных и черных металлов www.stgmetall.com.

Форд Куга в наличии на сайте компании.

Новости политики Россия политическая Партии Единая Россия Другая Россия Общество и Государство Президент Российские законы о выборах Кандидаты Предвыборная программа Партия Яблоко Справедливая Россия Коммунисты ЛДПР Программы Политическая власть Россия и Украина Новости выборов Партия Союз правых сил Культ личности Теория Государства и права Человек и общество Центризбирком Внутренняя политика Государства Российское правительство

Главная | Выборы в России | Выборы в постсоветской России

События августа 1991 г. ускорили крушение прежнего политического режима, а в декабре 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии приняли решение о роспуске Советского Союза. В этих условиях неизбежно возник вопрос о проведении новых выборов органов власти на национальном, региональном и местном уровнях.


Однако радикальные реформаторы, победившие в ходе конфликта августа 1991 г., не были намерены подвергать себя угрозе потери властных полномочий в результате возможного поражения на выборах. Этот фактор стал одной из причин неустойчивости нового режима. В течение 1992—1993 гг. между двумя ветвями власти — Президентом и Верховным Советом — развернулся конфликт, достигший своего пика в сентябре 1993 г. Дебаты по вопросу об избирательной системе и возможности проведения досрочных выборов, а также о модели разделения властей и, соответственно, об утверждении той или иной формы правления позитивного результата не дали. 21 сентября 1993 г. указом Президента Съезд народных депутатов и Верховный Совет России были распущены. В отсутствии законодательного органа выборы парламента проводились на основе указов Президента.
В Положении о выборах депутатов Государственной Думы — нижней палаты парламента — был использован законопроект электоральной реформы, разработанный группой депутатов под руководством В. Шейниса в середине 1993 г. Если парламентские выборы 1989—1990 гг. проводились на основе немногочисленных преобразований избирательного законодательства, то выборы 1993 г. были связаны с масштабной трансформацией избирательной системы. Наиболее существенные изменения состояли в следующем:
•   впервые был нормативно закреплен термин «избирательное объединение» для обозначения тех организаций, которые получили право выдвигать списки кандидатов;
•   половина Депутатов избиралась по одномандатным избирательным округам, половина — по общероссийским спискам избирательных объединений;
•   выдвижение кандидатов сопровождалось сбором подписей (для регистрации списка кандидатов — не менее 100 000 избирателей, для регистрации кандидата по одномандатному округу — не менее 1% избирателей округа);
•   образование одномандатных округов осуществлялось по принципу «не менее одного округа для каждого субъекта Федерации»;
•   кандидаты и избирательные объединения получили право назначать в избирательные комиссий по одному члену с правом совещательного голоса, а также направлять в день голосования на избирательные участки своих наблюдателей;
•   кандидатам и избирательным объединениям было предоставлено право на равное количество бесплатного эфирного времени и печатной площади, причем регулировалась деятельность только государственных и муниципальных СМИ.
Одновременно с выборами в Государственную Думу избирались и депутаты в Совет Федерации — верхнюю палату парламента — по двухмандатным избирательным округам, образованным в каждом субъекте Федерации. Это было первое и единственное избрание членов Совета Федерации непосредственно народом.
Главным итогом этого периода стало формирование основ новой избирательной системы и создание условий для развития партийной системы.
Период преобразования российской избирательной системы на основе регулярного законодательства. Утверждение новой избирательной системы в России потребовало решения проблемы законодательного регулирования избирательного процесса. Эта потребность была обусловлена следующими причинами:
•   принятая в 1993 г. Конституция была весьма лаконична в отношении вопросов, касающихся института выборов;
•   проведенная парламентская избирательная кампания базировалась не на законе, а на «указном» праве; уровень легитимности которого ниже;
•   согласно Конституции, с одной стороны, для первого созыва Государственной Думы и Совета Федерации был установлен двухлетний срок полномочий, а с другой стороны, проведение президентских и парламентских выборов должно регулироваться только законами. Соответственно, проведение следующих выборов на основе президентских указов было бы антиконституционным;
•   в течение 1994 г. во многих субъектах Федерации состоялись избирательные кампании, и регулировались они региональными правовыми актами, ряд из которых содержал различные нарушения.
10 декабря 1994 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Главная особенность этого Закона заключалась в том, что в нем не была досконально прописана процедура выборов того или иного властного института. В нем определялись лишь принципы избирательного права, общие для любых выборов в России, и устанавливались гарантии реализации избирательных прав граждан. На основе этого Закона были приняты федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы...» (1995 г.), «О выборах Президента Российской Федерации» (1995 г.), а также законы субъектов Федерации о выборах региональных органов власти и органов местного самоуправления.
В новый Закон, регулирующий парламентские выборы, был внесен ряд изменений, касающихся трактовки избирательных объединений, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их списков, процедуры разделения списков кандидатов на региональные группы, порядка сбора подписей и т.п. Модификация механизма проведения президентских выборов была более значительной, поскольку их прежние параметры определялись еще советским законодательством. В числе этих изменений можно назвать те, которые были связаны с возрастным цензом, цензом оседлости, сроком полномочий, субъектами выдвижения кандидатов, процедурой сбора подписей, предвыборной агитацией, финансированием избирательной кампании и т.д.
Федеральные избирательные кампании 1995—1996 гг., а также региональные и муниципальные выборы выявили новые организационно-правовые проблемы. Они затрагивали, в частности, вопросы обязательности периодического проведения выборов, обеспечения равного статуса кандидатов, нейтрального отношения органов государственной и муниципальной власти к кандидатам и избирательным объединениям, правил проведения предвыборной агитации через СМИ, организации голосования в отдаленных труднодоступных районах. Очередные изменения, касающиеся отдельных аспектов избирательной системы, были закреплены в Законе «Об основных гарантиях избирательных прав;..» 1997 г. В процессе дальнейшего реформирования избирательной системы особую роль сыграл Закон «О политических партиях» (2001 г.). В связи с его принятием произошли значительные изменения, касающиеся статуса политических партий в избирательной системе. Эти изменения, с одной стороны, усложнили партиям доступ к участию в выборах, но с другой стороны, предоставили им ряд привилегий. Суть преобразований состояла в следующем:
•   изменена трактовка избирательного объединения;
•   введено государственное финансирование партий по итогам участия в выборах;
•   обозначены условия признания партии участвующей в выборах;
•   закреплены требования по численному составу, которым она должна соответствовать;
•   регламентирована процедура государственной регистрации политических партий.
Вследствие указанных изменений избирательная система приобрела новые контуры. Возникла необходимость их закрепления в избирательном законодательстве, что и было реализовано в новом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» от 12 июня 2002 г., а также принятых в конце 2002 - начале 2003 г. законах «О выборах депутатов Государственной Думы...» и «О выборах Президента Российской Федерации». Кроме нововведений, связанных с партийной реформой, в этих законах нашли отражение и те, которые касались образования избирательных округов, выдвижения и регистрации кандидатов, параметров предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, установления порога явки избирателей, региональной избирательной системы и пр.
Новейшие реформы российской избирательной системы (2004 — 2005 гг.) касаются порядка наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации; изменения некоторых требований к политическим партиям, являющимся на федеральном и региональном уровнях, как было отмечено, единственными коллективными участниками выборов; порядка формирования Государственной Думы.
Что касается порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, глав администраций), то до принятия поправок в декабре 2004 г. к федеральным законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав,..» они избирались в ходе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании (т.е. так же, как и все другие выборные лица). Внесенные изменения предполагают следующую процедуру (если обозначить ее в общих чертах).
В декабре 2004 г. были также приняты поправки к Закону «О политических партиях», которые изменяют отдельные требования к политическим партиям. Они касаются увеличения общей численности членов партии и численности членов ее региональных отделений в пять раз, а также необходимости предоставления для регистрации регионального отделения политической партии списка его членов.
Принятый в мае 2005 г. Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает масштабную трансформацию порядка формирования Государственной Думы.
Краткая характеристика процесса трансформации избирательной системы России позволяет сделать вывод, что каждый федеральный электоральный цикл сопровождается принятием новых законов. Понятно, что процесс модернизации российского общества не способствует стабилизации избирательного законодательства. Но, с другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов и влияние политической конъюнктуры.


 

 

19:48 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата
16:25 Избирательный залог: попробуй, разберись, когда его сдавать?
23:43 Механизм работы избирательного штаба кандидата

Что для Вас выборы в России?
Проголосовало: 4771
Архив опросов

07 февраля
Какая работа подойдет вашему п

16 декабря
Медведев

26 сентября
good day today

14 мая
В КПРФ опровергли информацию о

30 апреля
Россия согласилась предоставить

17 апреля
Янукович сдал и сдался

13 апреля
Борьба за Белый дом..... продо

СЕГОДНЯ НА ФОРУМЕ






ИЗБИРАТЕЛЬ.ру: парламентские и президентские выборы 2007-2008 в России
на главную   поиск   форум   карта сайта   обратная связь